В рамках недели педагогического мастерства «Ярмарка достижений»

В детском саду прошла неделя педагогического мастерства, где педагоги делились своими достижениями.

Воспитатель Степанова Марина Анатольевна представила образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста «В гости к гномикам» посредством развивающих игр ВВ. Воскобовича.

Цель: закрепление полученных знаний детей по формированию элементарных математических представлений посредством  использования игр В. В. Воскобовича.

Задачи:

Обучающие

 — закрепить количественный и порядковый счёт, умение правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

— закрепить представление о равенстве и неравенстве групп предметов;

 — формировать умение соотносить счёт с цифрой 5;

— закрепить умение устанавливать размерное соотношение между 3 величинами;

— закрепить представлений о простейших геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат)

 — продолжать формировать ориентировку в пространстве относительно заданного предмета (слева, справа, слева от…, справа от…, между);

Развивающие

— развивать внимание и наблюдательность;

-развивать умения слушать и выполнять словесное указание;

Воспитательные

— совершенствовать умение слушать ответы других детей, не перебивая;

 — продолжать воспитывать доброжелательное отношение к сверстнику;

Речевая работа:

— активизировать пассивный словарь;

— совершенствовать использование в активной речи понятия – «самая длинная, короткая, средней длины»;

Материалы и оборудование: коврограф, касса цифр (индивидуально, по количеству детей), демонстрационные цифры, игровизор Воскобовича (индивидуально, по количеству детей), фигуры 5 гномов, разноцветные велкроленты разной длины, Эталонные фигуры «Ларчик», касса геометрических фигур (индивидуально, по количеству детей), презентация для проведения физминутки-загадки, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Мотивация:

Воспитатель: (далее — В:)

Ребята, мы с вами много раз бывали на волшебной поляне страны Математики, где живут гномы, а наши гости ни разу там небыли. Как поможем гостям там оказаться?

Дети: можно пригласить их с собой; давайте позовем их.

В: замечательно, что ребята вы пригласили с собой гостей,  отправляемся все вместе?

 Дети: да!

В: Тогда в путь! Ребята и гости, чтобы очутиться на волшебной поляне, нужно произнести волшебную считалочку. Становитесь в круг, помогайте.

(Дети, гости  становятся в круг)

Раз, два три –
Друг, вокруг ты посмотри!
Четыре, пять –
Начинаю колдовать.
Шесть –
Чудеса на свете есть.
Семь –
И не страшно мне совсем.
Восемь, девять, десять –
Из-за тучки солнце светит,
Согревает всё вокруг –
Образуем дружбы круг!

(звучит волшебная музыка, дети присаживаются за столы)

Постановка проблемной задачи:

В: вот мы очутились на волшебной полянке. Смотрите гномы нас встречают. А кто это притаился в уголке поляны?

Примерные ответы детей (далее ПО:):  Лев.

В: Верно, это Лев. Что Лев нам подсказывает? Он напоминает нам что его домик в левом углу поляны. А если этот угол левый, значит  напротив какой угол?

Дети: правый.

В:  Ребята, что надо сделать, чтобы узнать, сколько всего гномов на полянке?

Дети: посчитать.
В: Посчитаем их? (один, два, три, четыре, пять)  — Кохле, Охле, Желе, Зеле, Фи.

Сколько всего гномов на поляне?

Дети: 5.

В: Найдите на столе у себя цифру 5 и поднимите её.  

(дети находят кассе цифр нужную, демонстрируют воспитателю).

Верно ребята. Это цифра 5. (демонстрация верной цифры воспитателем).

А сейчас посчитаем гномов по порядку. Считаем слева направо – первый гном, второй гном, третий гном, четвёртый гном, пятый гном.

Помните, ребята? —  у каждого гнома свой любимый цвет.  Какой по счёту гном Кохле в кафтане красного цвета? Какой по счёту гном Желе? Какого цвета наряд четвёртого по счёту гнома?

(ответы детей).

Гномы большие озорники — никак не могут подолгу стоять на одном месте.

Посмотрите внимательно – в каком порядке стоят гномы и запомните их

(демонстрация четырёх гномов).

Сейчас кто-то из гномов спрячется, а вы назовёте кто.

(дети закрывают глаза, воспитатель на коврографе убирает одного гнома, дети называют кого из них не стало).

Молодцы, вы очень внимательные. Но гномы не сдаются и хотят усложнить задание. Справитесь ли вы с ним?

(игровая ситуация 2 — 5 гномов, один спрятался. Игровая ситуация 3 – 3 гнома прячутся за планшет на коврографе – кто из гномов слева? Кто из гномов справа? Кто посередине?)

Ребята! Вы очень внимательные. Никому из гномов не удалось провести вас!

А сейчас гномы решили поиграть и разделились на 2 команды

(разделение гномов на коврографе на 3 и 2).

Посмотрите, ребята – поровну ли гномов в команде? Почему?

Дети: нет, в одной команде 3 гнома,  во второй – 2.  3 больше, чем 2

Отлично, ребята. Как много вы знаете!

Приглашаю вас поиграть. Нужно выполнить движение столько раз, сколько предметов на рисунке

(демонстрация слайдов на экране телевизора, дети выполняют упражнения стоя)

Физминутка

Сколько яблочек у нас — столько мы подпрыгнем раз (1)

Сколько листиков у нас — столько мы присядем раз (2)

Сколько красных мухоморов – столько выполним наклонов (3)

Сколько бабочек у нас – столько хлопнем с вами раз (4)

Сколько птичек прилетело – столько топнем ножкой левой (5)

(дети присаживаются на свои места)

В: Ребята, пока мы были на разминке, гномы тоже времени зря не теряли. Гномик Желе решил украсить поляну вот такими флажками

(Демонстрация ряда из 5 геометрических фигур «круг – треугольник – треугольник – квадрат — круг»)

Назовите из каких геометрических фигур состоят флажки?

Дети: ответы детей.

Поляна большая, флажков нужно много. Поможем гномику Охле украсит полянку? Соберите у себя флажки из фигур в таком же порядке

(выполнение задания детьми за столом, контроль выполнения).

Отлично получилось! Все справились с заданием!

Пока гномик Охле украшал полянку, гномики Кохле, Охле и Зеле решили собрать вкусных ягод для праздничного пирога. Да по дороге повздорили – Гномик Кохле утверждал, что нужно идти на поляну по красной тропинке, а гномик Охле – уверял что оранжевая тропинка короче, и так они на поляну с ягодами попадут быстрее. А гномик Зеле уверял друзей что нужно идти именно по зелёной тропинке.

Ребята, так они спорить будут до позднего вечера – никто не хочет уступить друг другу. Как нам рассудить гномиков? Как узнать какая же тропинка самая короткая?

ПО: разместить полоски-тропинки рядом и сравнить их по длине.

В: Верно, ребята — тропинка гномика Охле оказалась самая короткая.

Для пирога нужны только ягоды. Помогите гномикам – на игровизоре нужно зачеркнуть все лишнее. 

Заключительная часть:

(графическое задание, индивидуальная работа на игровизорах ).

В: спасибо, ребята, гномы благодарят вас за помощь. Гномы стали дружными и уступчивыми. На украшенной флажками праздничной поляне гномы устроили чаепитие с вкусным ягодным пирогом.

Нам пришла пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно произнести считалочку- возвращалочку.

(дети выходят из-за столов на ковер)

Раз, два три –
Друг, вокруг ты посмотри!
Четыре, пять –
Начинаю колдовать.
Шесть –
Чудеса на свете есть.
Семь –
И не страшно мне совсем.
Восемь, девять, десять –
в детский сад вернемся вместе!

Рефлексия:

Ребята, где мы сегодня побывали?

Кого встретили на волшебной поляне?

Сколько встретили гномов? (5)

Что делали гномы? (играли в прятки, украшали поляну, собирали ягоды для пирога).

Какая тропинка оказалась самой короткой ? (зеленая)

Как гномы украшали поляну? (развешивали флажки)

Какой пирог приготовили гномы? (ягодный)

Список рекомендованной литературы:

Серия «Сказочные лабиринты игры».

  1. «Играем в математику». Использование технологии В.В.Воскобовича в математическом развитии детей. — В.В. Воскобович и др., 2018.
  2. «Умные игры в добрых сказках.» Парциальная программа. Макушкина С.В., 2019.
  3. «Коврограф Ларчик» и «Мини Ларчик». Универсальные средства в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.Л. С. Вакуленко и др., 2017.
  4. «Коврограф Ларчик» и «Мини Ларчик». Методические рекомендации к игровым комплексам.

Воспитатель: Степанова Марина Анатольевна

***

Читайте также: