Волшебная глина в детских руках

В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки не только физического и нравственного, но и умственного развития.  Учитывая то, что познавательные способности человека связанны, прежде всего, с органами чувств, можно предположить, что игра с глиной – один из эффективных методов их развития.  Различные исследования в зарубежной и отечественной психологии позволяют говорить о том, что формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной и коммуникативной сфер должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания.

         Глина — это чудесный, удивительный, можно даже сказать, сказочный материал. Сама природа подарила человеку эту осадочную породу, из которой лепили дома, изготавливали кирпич, посуду, лепили игрушки, использовали в медицине. Игра ведущий вид деятельности у детей.

         Замечено, что игры с глиной

  • активизируют тактильные, кинестетические ощущения, мыслительные и эмоциональные резервы;
  • являются одной из форм естественной деятельности ребёнка;
  • в процессе игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания (освобождается от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем);
  • стабилизируют эмоциональное состояние ребёнка, формируют умение прислушиваться к себе, осознавать и проигрывать свои ощущения;
  • дают возможность самовыражения.

      Глина, вода и природный материал способны помочь ребёнку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов.

      Преимущество работы с глиной

         Во-первых дети способны воспринимать глину и с закрытыми глазами, а это значит, что изображение может обрести законченную форму без помех при развитии зрительного восприятия.

         Во-вторых работа с глиной не требует каких-то специальных условий, а высохшую глину легко устранить – после работы её можно смести со столов.

         В третьих глина – как материал содержит массу возможностей для работы. Она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Её можно формировать руками, её можно взбивать, бросать, мешать, разбивать – снова и снова она будет подчиняться. Она чутко реагирует, меняется,  несмотря на это все же не разрушается, она остается глиной, из которой можно снова сформировать ком.

         Лепка из глины доступна детям любого возраста и детям с ограниченными возможностями здоровья. Она способствует  развитию мелкой моторики, памяти, развитию образного мышления и зрительного восприятия. У детей формируется эстетический вкус и развитие чувства прекрасного. Глина отличный тренажер для рук и очень удобна для коррекционной работы. Дополнительное внимание уделяется развитию двигательной сферы, пространственных представлений, планированию и контролю.          Преобразуя ситуацию в работе с глиной, ребёнок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана. Главный показатель в работе с глиной — личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.

Педагог-психолог: Булышева Елена Владимировна

***

Читайте также: