Программа дополнительного образования «Раз словечко, два словечко»

Реализуемый уровень образования

Дополнительное образование детей 

Форма обучения

Очная

Нормативный срок обучения

1 год (средняя группа)

Наименование образовательной программы

Программа дополнительного образования  «Раз словечко, два словечко»

Описание образовательной программы

Основная задача развития звуковой культуры речи детей 4-5 лет сводится к вырабатыванию у детей правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз и подготовке детей к развитию фонематического слуха.

Развитие звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением при последовательной отработке всех звуков родного языка. При этом формируется не только навык правильного произношения тех или иных звуков, но и связи слухового и артикуляционного контроля, без которого невозможно правильное произнесение звуков.

В процессе занятий у детей развивается артикуляционный аппарат, формируется четкое произношение слов и фраз, вырабатывается умение слышать отдельные звуки в словах и умение произносить их более четко, чем другие, развивается слуховое восприятие.

Последовательная отработка простых по артикуляции звуков позволит в дальнейшем совершенствовать звуковую культуру речи, создаст предпосылки для лучшего произношения сложной группы звуков (с, з, ц, ш, ж, ш, и др.), а также подготовит детей к развитию фонематического слуха на следующем этапе обучения.

Целью данной программы является обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей среднего возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития. Предупреждение возможных трудностей в усвоении основной общеобразовательной программы детского сада, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольника.

Информация об учебном плане

Программа рассчитана на детей в возрасте от 4 до 5 лет

Срок реализации – 1 год

Продолжительность занятий 20 минут

Количество занятий в месяц – 8

Количество занятий в год — 80

Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) 

 Особенность данной программы является  сочетание практической и игровой деятельности детей, вырабатывать  умение понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно, развивать моторику и  графические навыки, совершенствовать фонематический слух, дикцию, и память.

Развитие звуковой культуры речи осуществляется в единстве с развитием различных сторон речевой и психической деятельности.

Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребенка: разгадывание загадок развивает мышление, заучивание стихотворений развивает слуховую память, нахождение одинаковых рисунков развивает зрительное внимание. В процессе коррекционных занятий решаются следующие задачи:

— раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

— воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и совершенствование артикуляционной моторики  с помощью специально подобранных артикуляционных упражнений;

— развитие способности осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова с помощью специальных логопедических приемов и методов;

— развитие коммуникативности, формирование  навыка самоконтроля и самооценки.

Планируемые результаты обучения:

Правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «И» изолировано, в словах и фразах.

Правильно и четко произносить согласные звуки «М», «Б», «П», «Т», «Д», «Н», «К», «Г», «Х», «Ф», «В», изолировано, в словах и фразах.

Определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного).

Уметь различать звуки «С-Ш, З-Ж, Л-Р»

Произвольно регулировать силу голоса, темп речи, речевое дыхание.

Использовать выразительные средства речи – темп и ритм, паузы, разнообразные интонации.

Выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.

Рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные фигуры.

Различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие,  звонкие, громкие и тихие. Делить слова на слоги.

Произвольно регулировать силу голоса, темп речи, речевое дыхание.

Информация о календарном учебном графике

Режим проведения занятий: два раза в неделю.
  Возрастные группы: средние

Начало учебного года: 01.09.

Окончание учебного года: 30.06.

Продолжительность учебного года: 40 недель

Сроки проведения мониторинга:

1-2 неделя сентября (первичный)

3-4 неделя мая (вторичный)

Информация о методических и об иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных образовательной программой

Программа дополнительной услуги «Раз – словечко, два – словечко» основывается на программу  Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной, а так же рекомендации Нищевой Н.В., данные в «Программе коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи» и  учитывает рекомендации авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой.

Численность учащихся по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (дополнительная образовательная программа)

 Организованная групповая образовательная деятельность.

 Численность группы – 10 -12 человек

Язык, на котором осуществляется образование (обучение)

 Русский