Программа дополнительного образования «Веселый язычок»

Реализуемый уровень образования

Дополнительное образование детей 

Форма обучения

Очная

Нормативный срок обучения

1 год (старшая, подготовительная группа)

Наименование образовательной программы

Программа дополнительного образования  «Веселый язычок»

Описание образовательной программы

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение  в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонения в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное выявление и устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые возникают  из-за дефектов  речи.

Преодоление недостатков произношения  требует определённой системы и использование особых разнообразных форм  и методов коррекционной работы. В программе «Веселый язычок»представлены приёмы работы по устранению речевых и психофизических нарушений известных в дошкольной и коррекционной педагогике.

Цель:  развитие  и укрепление подвижности органов речи.

Задачи: 

         Обучающие:

1. Формирование правильного произношения.

2.Воспитание фонематического слуха и восприятия.

3.Закрепление навыка правильного произнесения слов различной слоговой структуры.

4. Развитие выразительности, нормального темпа и ритма речи.

5.Формирование практических навыков словоизменения и словообразования

6.Развитие словарного запаса. 

          Развивающие:

1. Развитие моторики рук

2. Развитие понимания речи

3. Развитие коммуникативной мобильности

          Воспитательные:

1. Создать условия для полноценного и своевременного психологического развития

2. Формировать поведенческие и волевые качества

Информация об учебном плане

Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет

Срок реализации – 1 год

Продолжительность занятий 20 -25минут

Количество занятий в месяц – 8

Количество занятий в год — 80

Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) 

Методика проведения занятий строится с учётом принципа постепенности перехода от лёгкого к трудному, от простого к сложному.

Большое внимание в программе уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций. Так, работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на преодоление трудности  в усвоении слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса.

Закрепление поставленного звука в словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а  также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза. В период работы по автоматизации звуков в предложениях и связной речи большое внимание уделяется развитию воображения. Сочинение скороговорок, чистоговорок, небылиц, самостоятельное придумывание заданий способствует развитию творческой активности ребёнка.

Таким образом, задачи программы «Веселый язычок» сводятся к тому, чтобы  в наиболее интересной и занимательной форме:

  • Развивать слухоречевое внимание;
  • Выработать правильные артикуляционные уклады;
  • Выработать правильное речевое дыхание;
  • Развивать интонационную выразительность речи;
  • Сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического  восприятия  и формированием навыков  звукослогового  анализа и синтеза;
  • Обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • Формировать понятия о грамматических категориях языка;
  • Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление и воображение);
  • Стимулировать речевую активность;
  • Развивать речевое общение.

Эти задачи можно успешно реализовать только в результате  систематической, продолжительной  и последовательной работы при творческом использовании классических и новых методов.

Условия эффективности реализации программы «Веселый язычок»

1. Учёт индивидуальных, возрастных особенностей ребёнка и степени речевого дефекта;

  • 2. Систематическое посещение детьми логопедических занятий;
  • 3. Выполнение родителями  требований учителя-логопеда;
  • 4. Как минимум 2 раза в месяц посещение консультаций логопеда родителями;
  • 5. Консультация, а при необходимости лечение ребёнка  у невролога (невропатолога).

Информация о календарном учебном графике

Режим проведения занятий: два раза в неделю.
  Возрастные группы: старшие -подготовительные группы

Начало учебного года: 01.09.

Окончание учебного года: 30.06.

Продолжительность учебного года: 40 недель

Сроки проведения мониторинга:

1-2 неделя сентября (первичный)

3-4 неделя мая (вторичный)

Информация о методических и об иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных образовательной программой

Волкова Л.С.  Логопедия. – М. «Владос», 2003.

Гвоздев А.Н.  Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. – М. « АПН», 1984.

Каше Г.А.  Исправление недостатков речи у дошкольников — М. «Просвещение», 1971.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.  Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.»Гном – Пресс», 1999.

Маскакова А.И.  Правильно ли говорит ваш ребёнок — М. «Мозаика – синтез», 2006.

Мельникова И.И.  Развитие речи детей 7-10 лет. – Ярославль. «Академия развития», «Академия холдинг»,2002.

Поваляева М.А.   Справочник логопеда. – Ростов на Дону «Феникс», 2002.

Пожиленко Е.А.  Методические рекомендации по постановке звуков. – Санкт-Петербург. «Каро», 2006.

Полякова М.А.  Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М. «Айрис – Пресс»,2006.

Рождественская В.И., Радина Е.И.  Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. – М. «Просвещение»1968.

Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В.  Основы логопедии. – М. «Просвещение», 1989.

Фомичёва М.Ф.  Воспитание  у детей правильного произношения. — М. «Просвещение»,  1981.

Цвентарный В.В.  Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. Санкт –Петербург «Лань» 1999.

Максаков А.И.. Тумакова Г.А.  Учимся играя. – М. «Просвещение», 1979.

Численность учащихся по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (дополнительная образовательная программа)

 Организованная индивидуальная образовательная деятельность.

 Численность группы – 5-7 человек

Язык, на котором осуществляется образование (обучение)

 Русский