Программа дополнительного образования «АБВГДейка»

Реализуемый уровень образования

Дополнительное образование детей 

Форма обучения

Очная

Нормативный срок обучения

2 года ( старшая, подготовительная группа)

Наименование образовательной программы

Программа дополнительного образования  «АБВГДейка»

Описание образовательной программы

Овладение навыками чтения является частью процесса речевого развития и выступает одним из важнейших способов получения информации.

Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь.

Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен.

Необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка.

Таким образом, умение читать сегодня становится одним из главных требований подготовки ребенка к школе.

Модифицированная дополнительная образовательная программа подготовки к обучению грамоте   «АБВГДейка»   имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки.

Это система поэтапного ознакомления детей со звуками и буквами, развития фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам чтения и письма у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.

Цель программы: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, подготовка к курсу обучения грамоте в начальной школе.

Задачи:

  • Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения чтению;
  • Формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, исключение, моделирование, конструирование;
  • Развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
  • Развитие умения слушать  и читать;
  • Развитие интереса  и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
  • Развитие общеучебных умений: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
  • Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.

Информация об учебном плане

Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет

Срок реализации – 2 года

Продолжительность занятий

  • для детей старших групп — не более 25 минут
  • для детей подготовительных групп — не более 30 минут.

Количество занятий в месяц – 8

Количество занятий в год — 80

Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) 

 Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, которая ориентирована не только на обучение чтению на основе развития фонетико-фонематических способностей детей, но и на предупреждение ошибок в чтении и письме.

В основу программы положены дидактические принципы:

  • от простого к сложному,
  • от легкого к трудному,
  • последовательность и системность при изучении материала.

Занятия строятся в занимательной игровой форме, позволяя детям успешно овладевать звуковым анализом, дифференцировать понятия «звук» и «буква», с интересом наблюдать за особенностями слов и  их использованием в речи. Таким образом, формируется и развивается творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность совершенствования речи.

 Содержание работы:

Развитие звуковой культуры речи:

— знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

-знакомство с классификацией звуков: гласные- согласные  звуки; твердые-мягкие, звонкие-глухие.

Развитие фонематического слуха:

— выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

— выделение в слове гласных и согласных звуков:

Обучение звуко-слоговому анализу:

— звуковой анализ состава слогов и коротких слов;

— дифференциация понятий «звук» и «буква»;

Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру, печатание букв).

Планируемые результаты 1 года обучения:

-Определять место звука в слове в начале, середине и в конце;

-Различать гласные-согласные, твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки;

-Проводить звуко – слоговой  анализ слов;

-Понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;

-Соотносить звук и букву;

-Знать буквы: А, О, Э, И, Ы, У, М,  Н,  П,  Т,  К, Х, Ф, Й, Ё, Ю,Я, Е.

-Писать слоги, слова, простые предложения условными обозначениями, буквами;

-Читать слоги, короткие слова,  простые предложения

-Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

-Составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.

Планируемые результаты 2 года обучения:

-Дифференцировать согласные звуки по звонкости-глухости, твердости-мягкости, по месту и способу образования: Л, ЛЬ, В, ВЬ, Ч, Щ, Б, БЬ, Д, ДЬ, С, СЬ, Ц, Г, ГЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж, Р, РЬ;

-Уметь давать характеристику звука;

-Выделять звук из состава слова;

-Производить анализ и синтез слогов (обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных) и слов различного звуко-слогового состава;

-Знать буквы Л, В, Ч, Щ, Б, Д, С, Ц, Г, З, Ш, Ж, Р, Ь, Ъ.

-Преобразовывать слоги и слова;

-Знать правила письма предложения;

-Читать и писать слоги, слова, короткие предложения;

-Понимать прочитанное;

-Ориентироваться на листе бумаги.

Информация о календарном учебном графике

Режим проведения занятий: два раза в неделю.
  Возрастные группы: старшие-подготовительные.

Начало учебного года: 01.09.

Окончание учебного года: 30.06.

Продолжительность учебного года: 40 недель

Сроки проведения мониторинга:

1-2 неделя сентября (первичный)

3-4 неделя мая (вторичный)

Информация о методических и об иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных образовательной программой

1.Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.

2.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте.

3.Кислова Т.Р.По дороге к Азбуке. Методические рекомендации к частям 3 и 4. Под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. 

4.Учебно-методический комплект авторов Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Т. Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4).

Численность учащихся по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (дополнительная образовательная программа)

 Организованная групповая образовательная деятельность.

 Численность группы – 10 -12 человек

Язык, на котором осуществляется образование (обучение)

 Русский