В рамках недели педагогического мастерства «Ярмарка достижений»
В детском саду прошла неделя педагогического мастерства, где педагоги делились своими достижениями.
Воспитатель Степанова Марина Анатольевна представила образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста «В гости к гномикам» посредством развивающих игр ВВ. Воскобовича.

Цель: закрепление полученных знаний детей по формированию элементарных математических представлений посредством использования игр В. В. Воскобовича.
Задачи:
Обучающие
— закрепить количественный и порядковый счёт, умение правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
— закрепить представление о равенстве и неравенстве групп предметов;
— формировать умение соотносить счёт с цифрой 5;
— закрепить умение устанавливать размерное соотношение между 3 величинами;
— закрепить представлений о простейших геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат)
— продолжать формировать ориентировку в пространстве относительно заданного предмета (слева, справа, слева от…, справа от…, между);
Развивающие
— развивать внимание и наблюдательность;
-развивать умения слушать и выполнять словесное указание;
Воспитательные
— совершенствовать умение слушать ответы других детей, не перебивая;
— продолжать воспитывать доброжелательное отношение к сверстнику;
Речевая работа:
— активизировать пассивный словарь;
— совершенствовать использование в активной речи понятия – «самая длинная, короткая, средней длины»;
Материалы и оборудование: коврограф, касса цифр (индивидуально, по количеству детей), демонстрационные цифры, игровизор Воскобовича (индивидуально, по количеству детей), фигуры 5 гномов, разноцветные велкроленты разной длины, Эталонные фигуры «Ларчик», касса геометрических фигур (индивидуально, по количеству детей), презентация для проведения физминутки-загадки, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Мотивация:
Воспитатель: (далее — В:)
Ребята, мы с вами много раз бывали на волшебной поляне страны Математики, где живут гномы, а наши гости ни разу там небыли. Как поможем гостям там оказаться?
Дети: можно пригласить их с собой; давайте позовем их.
В: замечательно, что ребята вы пригласили с собой гостей, отправляемся все вместе?
Дети: да!
В: Тогда в путь! Ребята и гости, чтобы очутиться на волшебной поляне, нужно произнести волшебную считалочку. Становитесь в круг, помогайте.
(Дети, гости становятся в круг)
Раз, два три –
Друг, вокруг ты посмотри!
Четыре, пять –
Начинаю колдовать.
Шесть –
Чудеса на свете есть.
Семь –
И не страшно мне совсем.
Восемь, девять, десять –
Из-за тучки солнце светит,
Согревает всё вокруг –
Образуем дружбы круг!
(звучит волшебная музыка, дети присаживаются за столы)
Постановка проблемной задачи:
В: вот мы очутились на волшебной полянке. Смотрите гномы нас встречают. А кто это притаился в уголке поляны?
Примерные ответы детей (далее ПО:): Лев.
В: Верно, это Лев. Что Лев нам подсказывает? Он напоминает нам что его домик в левом углу поляны. А если этот угол левый, значит напротив какой угол?
Дети: правый.
В: Ребята, что надо сделать, чтобы узнать, сколько всего гномов на полянке?
Дети: посчитать.
В: Посчитаем их? (один, два, три, четыре, пять) — Кохле, Охле, Желе, Зеле, Фи.
Сколько всего гномов на поляне?
Дети: 5.
В: Найдите на столе у себя цифру 5 и поднимите её.
(дети находят кассе цифр нужную, демонстрируют воспитателю).
Верно ребята. Это цифра 5. (демонстрация верной цифры воспитателем).
А сейчас посчитаем гномов по порядку. Считаем слева направо – первый гном, второй гном, третий гном, четвёртый гном, пятый гном.
Помните, ребята? — у каждого гнома свой любимый цвет. Какой по счёту гном Кохле в кафтане красного цвета? Какой по счёту гном Желе? Какого цвета наряд четвёртого по счёту гнома?
(ответы детей).
Гномы большие озорники — никак не могут подолгу стоять на одном месте.
Посмотрите внимательно – в каком порядке стоят гномы и запомните их
(демонстрация четырёх гномов).
Сейчас кто-то из гномов спрячется, а вы назовёте кто.
(дети закрывают глаза, воспитатель на коврографе убирает одного гнома, дети называют кого из них не стало).
Молодцы, вы очень внимательные. Но гномы не сдаются и хотят усложнить задание. Справитесь ли вы с ним?
(игровая ситуация 2 — 5 гномов, один спрятался. Игровая ситуация 3 – 3 гнома прячутся за планшет на коврографе – кто из гномов слева? Кто из гномов справа? Кто посередине?)
Ребята! Вы очень внимательные. Никому из гномов не удалось провести вас!
А сейчас гномы решили поиграть и разделились на 2 команды
(разделение гномов на коврографе на 3 и 2).
Посмотрите, ребята – поровну ли гномов в команде? Почему?
Дети: нет, в одной команде 3 гнома, во второй – 2. 3 больше, чем 2
Отлично, ребята. Как много вы знаете!
Приглашаю вас поиграть. Нужно выполнить движение столько раз, сколько предметов на рисунке
(демонстрация слайдов на экране телевизора, дети выполняют упражнения стоя)
Физминутка
Сколько яблочек у нас — столько мы подпрыгнем раз (1)
Сколько листиков у нас — столько мы присядем раз (2)
Сколько красных мухоморов – столько выполним наклонов (3)
Сколько бабочек у нас – столько хлопнем с вами раз (4)
Сколько птичек прилетело – столько топнем ножкой левой (5)
(дети присаживаются на свои места)
В: Ребята, пока мы были на разминке, гномы тоже времени зря не теряли. Гномик Желе решил украсить поляну вот такими флажками
(Демонстрация ряда из 5 геометрических фигур «круг – треугольник – треугольник – квадрат — круг»)
Назовите из каких геометрических фигур состоят флажки?
Дети: ответы детей.
Поляна большая, флажков нужно много. Поможем гномику Охле украсит полянку? Соберите у себя флажки из фигур в таком же порядке
(выполнение задания детьми за столом, контроль выполнения).
Отлично получилось! Все справились с заданием!
Пока гномик Охле украшал полянку, гномики Кохле, Охле и Зеле решили собрать вкусных ягод для праздничного пирога. Да по дороге повздорили – Гномик Кохле утверждал, что нужно идти на поляну по красной тропинке, а гномик Охле – уверял что оранжевая тропинка короче, и так они на поляну с ягодами попадут быстрее. А гномик Зеле уверял друзей что нужно идти именно по зелёной тропинке.
Ребята, так они спорить будут до позднего вечера – никто не хочет уступить друг другу. Как нам рассудить гномиков? Как узнать какая же тропинка самая короткая?
ПО: разместить полоски-тропинки рядом и сравнить их по длине.
В: Верно, ребята — тропинка гномика Охле оказалась самая короткая.
Для пирога нужны только ягоды. Помогите гномикам – на игровизоре нужно зачеркнуть все лишнее.
Заключительная часть:
(графическое задание, индивидуальная работа на игровизорах ).
В: спасибо, ребята, гномы благодарят вас за помощь. Гномы стали дружными и уступчивыми. На украшенной флажками праздничной поляне гномы устроили чаепитие с вкусным ягодным пирогом.
Нам пришла пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно произнести считалочку- возвращалочку.
(дети выходят из-за столов на ковер)
Раз, два три –
Друг, вокруг ты посмотри!
Четыре, пять –
Начинаю колдовать.
Шесть –
Чудеса на свете есть.
Семь –
И не страшно мне совсем.
Восемь, девять, десять –
в детский сад вернемся вместе!
Рефлексия:
Ребята, где мы сегодня побывали?
Кого встретили на волшебной поляне?
Сколько встретили гномов? (5)
Что делали гномы? (играли в прятки, украшали поляну, собирали ягоды для пирога).
Какая тропинка оказалась самой короткой ? (зеленая)
Как гномы украшали поляну? (развешивали флажки)
Какой пирог приготовили гномы? (ягодный)
Список рекомендованной литературы:
Серия «Сказочные лабиринты игры».
- «Играем в математику». Использование технологии В.В.Воскобовича в математическом развитии детей. — В.В. Воскобович и др., 2018.
- «Умные игры в добрых сказках.» Парциальная программа. Макушкина С.В., 2019.
- «Коврограф Ларчик» и «Мини Ларчик». Универсальные средства в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.Л. С. Вакуленко и др., 2017.
- «Коврограф Ларчик» и «Мини Ларчик». Методические рекомендации к игровым комплексам.


Воспитатель: Степанова Марина Анатольевна
***