Программа дополнительного образования «Умники и умницы»

Реализуемый уровень образования

Дополнительное образование детей

Форма обучения

Очная

Нормативный срок обучения

2 года

Наименование образовательной программы

Программа  дополнительного образования

«Умники и умницы»

Описание образовательной программы

Программа строится на идеях развивающегося обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка. Очень важно помочь ребенку почувствовать уверенность в себе. Осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим. Его возможности еще ограниченны, но они совершенствуются и развиваются. Необходимо постоянно поддерживать ребенка в разных ситуациях – как успеха, так и неудачи, помогая поверить ему в свои силы. Дети знакомятся с нормами и правилами поведения,  на основе которых в дальнейшем складываются этические формы общения. Дети учатся способам поведения в отношениях с другими людьми: формирование коммуникативных навыков; умению устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и  сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Грамотное проведение интеллектуального развития позволяет подготовить ребенка к школе: в ходе игровых занятий развиваются мышление, внимание, восприятие, память.

Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Память. Необходимо научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти — лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.

Восприятие. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств в предмете способствует его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.

Мышление. Мышление ребенка в возрасте 5—6 лет находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.

На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Игры, игровые задания и упражнения направлены на развитие внимания, мышления, памяти и восприятия детей старшего дошкольного возраста. Они помогают локализовать недоразвитие конкретной психической функции.

Цель: Создать условия для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:

  1. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  2. Развитие волевой сферы – произвольности психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  3. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышения уверенности в себе.
  4. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.
  5. Развитие познавательных психических процессов – восприятие, память, внимание, воображения.

Информация об учебном плане

Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет

Срок реализации – 2 года Продолжительность занятий для детей 5 -7 лет – 25  минут.

Количество занятий в месяц: старшая, подготовительная группа – 6

Количество занятий в год – 60

Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы)

Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально- коммуникативному, познавательному, речевому, направлена на формирование общей культуры, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Информация о календарном учебном графике

Режим проведения занятий:

старшие, подготовительные – 2 раза в

Начало учебного года:  01.09.

Окончание учебного года: 30.06.

Продолжительность учебного года:

30 недель

Сроки проведения мониторинга:

3-4 неделя сентября (первичный)

3-4 неделя мая (вторичный)

Информация о методических и об иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных образовательной программой

1. Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис. 2005

2. Кривцова С.В. Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия: Программа-технология позитивной социализации дошкольников. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2016г.

3. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2005

4. Ломтева Т.А. Большие игры маленьких детей. Учимся понимать своего ребенка. – М.: Дрофа-Плюс, 2005

5. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005

6. Павлова Н.Н. Экспересс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.:Генезис, 2008. – 80с.

7. Тарасова Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2014

8.Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2015

Численность учащихся по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (дополнительная образовательная программа)

Группа до 10 человек

Язык, на котором осуществляется образование (обучение)

Русский