Практикум «Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников»
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать и результат — современные дети — «зрители», которые хотят воспринимать только «красивую картинку»
К сожалению, чтение уходит на второй план, становится неинтересным, и даже ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения.
Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Так на прошедшей неделе в нашем саду прошел практикум, где педагоги разбирались чем термин «чтение» отличается от термина «читательская грамотность».
Выяснили, что «читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Определили этапы формирования читательской грамотности и познакомились с множеством методик, технологий, приемов, методов и форм работы по данному направлению.
Так педагоги на примере сказки «Колобок» узнали о технологии продуктивного чтения.
А приемы «Дерево предсказаний», «Корзинка идей», «Верю- не верю», технология «Сторисек» помогли педагогам научиться вызывать желание детей и мотивацию к чтению книги необычным способом.
С помощью приема «Толстые и тонкие вопросов», педагоги оттачивали свое мастерство в умении задавать детям вопросы по прочитанным произведениям с «изюминкой». А прием «Море вопросов» открыл педагогам возможность задавать такие вопросы, которые ориентированы на личное восприятие информации и требуют логического мышления детей, когда необходимо связать текст с собственным жизненным опытом ребенка.
Для того, чтобы обеспечить детям углубление восприятия текста, можно воспользоваться незаслуженно забытой техникой «Синквейн», которая направлена на фиксацию эмоциональных оценок, описание своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
На практикуме педагоги «попробовали в работе» технику «Скрайбинг»- это искусство отражать свою речь в рисунках в моменте. В основе «Скрайбинга» лежит формирование визуальных образов – знаков, символов, рисунков, которая ведут за собой повествование. У ребенка задействуется одновременно слух, зрение и воображение, что способствует лучшему пониманию и запоминанию текста, развитию творческого воображения и память
Формируя читательскую грамотность очень важно обучать детей самостоятельно придумывать сказки и веселые истории. На помощь придет технология «Сторителлинг», в переводе с английского «умение рассказывать истории» Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких-смелыми, молчаливых-разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно!
В ходе практикума педагоги узнали о методе Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» и единогласно решили, что это очень интересный способ, для того, чтобы легко и просто развить способность детей структурировать информацию и стать лучшим мыслителем.
А в конце мероприятия педагоги приняли участие в создании «Буктреллера»- короткого видеоролика, целью которого является реклама книги и пропаганда чтения.
C. Я. Маршак говорил о том, что «есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многие другие способности, лежат в раннем детстве»
В нашем саду работают очень грамотные и творческие педагоги, я уверена, что многие приемы и методы практикума они возьмут себе в свою копилку идей, хороших подсказок и удачных находок для формирования читательской грамотности своих воспитанников.
Автор: Черномаз Наталья Евгеньевна,
учитель-логопед МАДОУ д/с № 153 города Тюмени
***