Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для слабослышащих детей

Наименование образовательной программы

Адаптированная образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 153 города Тюмени для слабослышащих детей.

Реализуемый уровень образования

Дошкольное образование

Форма обучения

очная

Нормативный срок обучения

5 лет

Описание образовательной программы

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ д/с № 153 города Тюмени для слабослышащих детей на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для слабослышащих детей.

Данная Программа реализует принципы Стандарта и обладает модульной структурой. Рамочный характер Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших детей раннего и дошкольного возраста, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической коррекции и развития, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования с учетом коррекционной составляющей).

Программа направлена на:

охраны и укрепления физического и психического здоровья слабослышащих и позднооглохших детей, в том числе их эмоционального благополучия;

— обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого слабослышащего ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей развития;

— обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования;

— создания благоприятных условий развития слабослышащих и позднооглохших детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

— объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;

— формирования общей культуры личности слабослышащих и позднооглохших детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, развития предпосылок учебной деятельности;

— психолого-педагогического изучения ребенка с целью уточнения состояния слуха, речи и интеллекта;

— обогащения общего и речевого развития, формирования устной речи и развития слухового восприятия;

— формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

— обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

— организации помощи родителям по воспитанию слабослышащих и позднооглохших детей.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

  социально-коммуникативное развитие;

  познавательное развитие;

  речевое развитие;

  художественно-эстетическое развитие;

  физическое развитие.

Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной и коррекционно- развивающей среды для слабослышащих детей:

1) предметно — пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер индивидуального взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Программа состоит из трех разделов: целевой, содержательной и организационный. Все  части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС.

 В каждом, из которых отражается обязательная часть и часть, коррекционно-развивающая.

Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности Организации на основе достижения слабослышащими и позднооглохшими детьми раннего и дошкольного возраста планируемых результатов освоения Программы. Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития слабослышащих и позднооглохших детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения.

Информация об учебном плане

Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы)

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования слабослышащих и позднооглохших детей:

  • социально-коммуникативное развитие (разделы программы «Коммуникативная деятельность», «Трудовая деятельность», «Охрана жизнедеятельности», «Игровая деятельность»);
  • познавательное развитие (разделы программы «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с окружающим миром», «Конструирование»);
  • речевое развитие (разделы программы «Развитие речи и обучение чтению», «Знакомство с художественной литературой»);
  • художественно-эстетическое развитие (разделы программы «Изобразительная деятельность», «Музыкальное развитие»);
  • физическое развитие (разделы «Физические упражнения и укрепление здоровья»,

«Здоровый образ жизни», «Развитие мелкой моторики»).

Конкретное содержание указанных направлений развития зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательноисследовательской деятельности) как сквозных механизмах развития ребенка.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

-Соблюдение интересов ребёнка с нарушениями слуха. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.

-Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. -Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к е решению.

-Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

-Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные организации, защищать законные права и интересы детей. Целью работы по данному разделу программы является формирование и развитие у слабослышащих детей навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Работа по развитию остаточного слуха и обучению произношению направлена, прежде всего, на овладение устной речью как средством общения.

Требования к усвоению умений в восприятии на слух речи и неречевых звучаний, к овладению произносительными навыками изложены по годам обучения.

Информация о календарном учебном графике

На всех годах обучения слабослышащих дошкольников проводится работа по различению неречевых звучаний и речевого материала. Различение на слух связано с предъявлением знакомого по звучанию неречевого и речевого материала при ограничении его выбора и наличии наглядного подкрепления значений слов и фраз в виде игрушек, картинок, пиктограмм, схем, табличек.

В ходе работы по развитию слухового восприятия детей учат не только реагировать на звучания различных музыкальных инструментов и игрушек, но и различать звучащие инструменты, определять громкость, длительность, высоту, слитность, темп, ритм, различать голоса животных, некоторые бытовые шумы. Эта работа проводится на фронтальных занятиях, ее элементы включаются также в музыкальные занятия.

Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных образовательной программой

В качестве методических приемов при обучении различению или опознаванию речевого материала используются демонстрация предмета или картинки, выполнение действий, ответы на вопросы, рисование, работа с сюжетной картинкой, серией картин по знакомой тематике, складывание разрезной картинки с изображением предмета, название которого предлагается на слух, работа с использованием фланелеграфа.

Используется фонетическая ритмика, разработанная хорватскими специалистами под руководством академика Петера Губерины. Занятия по фонетической ритмике являются составной частью занятий по реабилитации детей с нарушением слуха.

Занятия проводятся в трёх направлениях: гармония тела, музыкальная стимуляция и стимуляция движением, которые неразрывно связаны между собой и, дополняя друг друга, направлены на формирование и коррекцию произносительной стороны речи, и развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха.

Фонетическая ритмика представляет собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса, головы, рук, ног сочетаются с произнесением определённого речевого материала: фраз, слов, слогов, звуков.

Численность воспитанников по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований

По мере поступления слабослышащих детей по заключению  ПМПК.

Язык, на котором осуществляется образование (обучение)

русский

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для слабослышащих детей